Планируем финансы бизнеса
Часть 1.
Совсем скоро наступит 2026, и мы решили, что сейчас самое время планировать будущее. Поэтому мы подготовили для вас серию статей про планирование вашего бизнеса.
Как вы видите развитие бизнеса в следующем году?
У вас есть идеи расширения или роста?
Хотите поддерживать текущий уровень деятельности?
Как бы вы ни ответили на эти вопросы, нам кажется, что план нужен всегда.

Давайте начнём с самого главного — рассчитаем ваши финансы на следующий год.

Это называется бюджетированием, или созданием финансового бюджета. Для удобства будем называть бюджетом.

Один из самых распространённых бюджетов — это бюджет доходов и расходов. Его можно составлять на месяц, или квартал, или год, или более (по вашему желанию). Для простоты мы сделаем на 3 месяца (январь-март 2026).
Начинаем с доходной части.
Вам нужно задать себе следующие вопросы:
  • Сколько у вас постоянных клиентов?
    Если вы можете создать поимённый список, это будет очень ценно! Однако если создание списка требует больших затрат времени и труда, тогда посчитайте примерное количество.
  • Как часто постоянные клиенты к вам обращаются?
    Если у вас готов поимённый список, то советуем отметить периодичность их заказов: раз в две недели, раз в месяц, раз в три месяца и т.д. Если у вас нет списка, тогда подумайте, как часто в среднем обращаются постоянные клиенты в одном месяце.
  • Какой доход от постоянных клиентов?
    Если у вас готов поимённый список, то мы советуем отметить, сколько тратит каждый постоянный клиент за свой обычный заказ. Если у вас нет списка, тогда посчитайте, сколько в среднем тратит за заказ постоянный клиент.
Далее открываете файл для создания таблиц или рисуете на бумаге таблицу следующего вида:
Если вы создали поимённый список, то в таблице укажите всех клиентов. Если у вас нет такого списка, то используйте одну строку «Доход от постоянных клиентов», а разбивка по клиентам в таблице вам не нужна.

Итак, допустим следующее:
  • Клиент А заказывает каждый месяц и всегда тратит 2500 р., то вносите 2500р. в каждый месяц в таблице в строке Клиента А.
  • Клиент Б заказывает каждый месяц, но всегда на разные суммы, например, на 1000р, на 3000р. и на 3500 р.

    Тогда вам нужно найти среднее от этого: складываете 1000+3000+3500=7500р, т.е. Клиент Б закажет у вас на 7500р с января по март. Затем вы делите 7500р на 3 месяца и получаете среднюю 2500р.

    Вносите 2500р в каждый месяц в таблице в строке Клиента Б. По истечении трёх месяцев ваш доход от Клиента Б составит 7500р.
  • Клиент В заказывает раз в 3 месяца и всегда тратит 6000р.

    Если вы знаете, когда он заказывал в последний раз, тогда прибавляете к этой дате 3 месяца и получаете дату следующего заказа.

    Если не знаете дату, тогда считаете среднюю как в примере с Клиентом Б и проставляете сумму в каждый месяц в таблице в строке Клиента В. В какой-то из трёх месяцев Клиент В к вам обратится и сделает заказ, так что по истечении трёх месяцев у вас будет доход от него в сумме 6000р.

    (Мы не советуем «прикидывать», что Клиент В обратится к вам в каком-то из месяцев, т.к. в этом случае вы искусственно завысите свои доходы в этом месяце. Например, вы «прикинете», что Клиент В закажет в январе и что вы получите 6000р. В своем бюджете вы будете видеть этот доход на 6000р. и планировать свои действия и свои расходы согласно этому доходу. Если Клиент В ничего не закажет в январе, тогда вы будете в убытке на 6000р.)
  • Если у вас нет поимённого списка постоянных клиентов, тогда для планирования суммы доходов вам нужно умножить среднее количество постоянных клиентов в месяц на среднюю сумму дохода от заказа постоянного клиента в месяц. Получившуюся сумму проставляете в каждом месяце с января по март в строке «Доход от постоянных клиентов».
Давайте посмотрим, как выглядит заполненная таблица:
Теперь у вас есть спланированные доходы от постоянных клиентов!

Однако доходная часть ещё не готова.
Вам нужно задать себе следующие вопросы:
  • Есть ли у вашего бизнеса сезонность?
    Мы имеем в виду периоды, когда у вас больше клиентов. Например, если вы продаёте мороженое, то у вас будет больше клиентов в жаркое время года. Если у вас салон красоты, то у вас будет больше клиентов в периоды праздников. Если у вас онлайн-школа английского языка, то, скорее всего, у вас будет больше клиентов в начале учебного и/или календарного года.
  • Сколько у вас «сезонных» клиентов?
    Мы имеем в виду тех клиентов, которые заказывают у вас товары/услуги только в сезон. Если вы сможете создать поимённый список, то это будет ценно. Однако, вероятнее всего, это будет сложно, учитывая непостоянность этих клиентов. В любом случае, постарайтесь подсчитать, на сколько в среднем у вас больше клиентов в сезонные периоды роста продаж.
  • Какой у вас средний доход от сезонных клиентов? 
    Мы имеем в виду, сколько в среднем тратит один сезонный клиент на ваши товары/услуги.
Например, вы поняли, что сезон у вашего бизнеса в январе и феврале: при это в январе - разгар сезона, а в феврале сезон потихоньку сходит на нет.

Вы также посчитали, что в январе к вам обращаются 7 дополнительных клиентов, а в феврале - 3 дополнительных клиента.

Средняя сумма, которую тратит клиент в январе составляет 3500р., а в феврале - 3000р.

В январе доход от сезонных клиентов составит 3500р*7=24500р., а в феврале 3000р.*3=9000р.

В таблицу добавляете ещё одну строку под названием «Доходы от сезонных клиентов» и проставляете туда наши доходы.

Давайте посмотрим, как выглядит заполненная таблица:
Теперь у вас есть спланированные доходы от постоянных и сезонных клиентов!

Осталось сделать совсем немного :-)
Вам нужно задать себе следующие вопросы:
  • Есть ли у вас «случайные» непостоянные клиенты, которые заказывают что-то один раз и больше не появляются?
  • Как часто они у вас появляются (раз в неделю, раз в месяц и т.п.)?
  • Какой у вас средний доход от «случайных» клиентов?
    Мы имеем в виду, сколько в среднем тратит один «случайный» клиент на ваши товары/услуги.
Например, у вас появляется такой клиент раз в месяц и тратит в среднем 500р.

Добавляете с таблицу новую строку под названием «Доход от «случайных» клиентов» и добавляете 500р. в каждый месяце.

Теперь считаете наш бюджет доходов.

Для того чтобы посчитать сумму всех ваших доходов, вам нужно сложить доходы от трёх категорий клиентов (в январе это будет 7000р.+24500р.+500р.=32000р. Другие месяцы считаете также).

Давайте посмотрим, как выглядит заполненная таблица
Бюджет доходов готов!